На Руси праздновать день Ивана Купалы начинали
ещё накануне - в день Аграфены Купальницы. Утром этого дня девушки ходили собирать
травы, а особым уважением у них пользовалась купальница, которую ещё называют
"кошачьей дрёмой". Её старались набрать, пока она покрыта утренней росою, а потом
вплетали её в веники и вили из неё венки.
До этого дня купание считалось грехом, зато потом обязательно нужно
было использовать веник с вплетёнными в него цветками иван-да-марьи. Если во время
купания веник (или просто цветок) потонул, то и владелец его мог утонуть в это
время.
Купание в этот день было почти обязательным. Даже если в Аграфену
Купальницу было холодно, то на Купалу надо было окунуться хотя бы один раз, чтобы
всё лето чувствовать себя в воде безопасно. Но уж если погода совсем не позволяла
этого (особенно на Севере), то парились в бане. А использовали воду, настоянную на
ивановских травах, и только что сорванные берёзовые веники.
Собирали травы и для лечения, и для ворожбы, причём в больших
количествах. Поэтому день этот ещё называют Иваном-Травником. Но собирать травы,
особенно для ворожбы, могли не все. Обычно этим занимались пожилые женщины. Перед
заветной ночью надо было несколько дней поститься, а во время самого сбора трав -
снять с себя нательный крестик.
Конечно, собирали травы и девушки, чтобы гадать по ним. Клали в ночь
двенадцать видов трав под подушку со словами "Суженый-ряженый, приходи в мой сад
гулять!", надеясь, что им приснится жених. Купальские травы обладали особенно
целебными и чудодейственными свойствами, поэтому они весь год хранили домочадцев,
скот и вообще весь дом от нечистой силы, от грозы и пожара.
А ещё в ночь на Ивана Купалу принято было разжигать костры. Как
правило, это происходило вечером в канун праздника за селом, на перекрёстке дорог
или вблизи рек. В середину выбранной площадки втыкали жердь, которую обматывали
соломой, а наверх и по бокам её вешали свечи и венки из трав и цветов. Иногда вместо
жерди использовали деревце с обломанными ветками, на которое тоже вешали цветы,
веники и старые лапти.
Потом всё это поджигали, и в разгоревшийся костёр бросали старые
веники, мётлы, бороны, плуги и вообще всё старьё. Молодёжь вокруг костров водила
хороводы и пела песни. Парни и девушки, взявшись за руки, прыгали через огонь.
Считалось, кто перепрыгнет через пламя - весь год будет здоров.
Иногда разжигали не один, а много маленьких костров. Через такие костры
обычно матери переносили маленьких детей, чтобы сила купальского огня очистила их,
защитила от всяческих бед и напастей. Потом остывшие головешки относили на капустные
грядки, чтобы гусеницы не портили молодые побеги. Рядом с кострами часто зажигали
смоляные бочки или колёса и пускали их вниз с пригорков.
Ночь накануне Иванова дня - одна из самых страшных, когда нечистая сила
особенно бесцеремонно вмешивается в людские дела, причиняет и им самим, и их
хозяйству огромный вред. Ведьмы, оборотившись в животных (кошку, собаку, жабу) и
даже в предметы (колесо, клубок), проникали в таком виде в хлев, отбирали молоко у
коров, выдаивая его в свои подойники. А если это не удавалось, то просто забирали
какую-нибудь вещь из хлева - пучок соломы, кусок верёвки или просто отпечаток
коровьего копыта.
Чтобы воспрепятствовать всем их козням, люди совершали всевозможные
магические действия: в дверные щеколды втыкали пучок крапивы или ветку шиповника,
чтобы ведьма обожгла или уколола руку. Иногда ставили косу остриём вверх, иногда
хлев обсыпали освящённым в церкви маком. Самые смелые хозяева отваживались даже
подкараулить ведьму: они прятались в хлеву за бороной и, увидев забежавшую сюда
кошку или собаку, старались поймать её и отсечь ей лапу.
Ведьмы часто портили посевы, делали пережин - полосу сжатых или
примятых колосьев, идущую через всё поле. Таким образом, они наводили порчу на весь
урожай. Нередко молодые парни и девушки всю ночь распевали в поле купальские песни,
не давая нечистой силе даже приблизиться к посевам.
Купальские костры, видные иногда за несколько километров, пылали не
только в России или на Украине. В Пиренеях в Иванов день в церковь приносили
огромное количество срезанных лилий и ставили в больших вазах для освящения. Цветы
оставались здесь в течение всей обедни, а потом из них делали букеты. Расположив
такие букеты крест-накрест, их затем прибивали к дверям своего дома, и с этого
момента дом считался под охраной.
Часто такие венки оставались висеть до следующего Иванова дня, хотя они
уже выцветали и увядали. Но своей чудодейственной силы всё равно не теряли. В первый
раз к Святому Причастию девушки тоже шли в венках из лилий.
Окунь речной — У речного окуня тело, сжатое с боков, покрыто мелкой ктеноидной чешуёй, щёки целиком в чешуе. Форма тела подлежит значительным колебаниям, встречаются окуни с очень высоким
Гепард — Это самое красивое и ловкое животное, самый быстрый бегун на земле, который, преследуя добычу, способен некоторое время бежать со скоростью 120 км/ч. Зовут его гепард. В
Журавль — Журавли всегда служили людям символом тоски по родному дому. Редкий человек, находясь вдалеке от родных мест и услышав тоскливое курлыканье журавлей, не мечтал вернуться к
Сорока — У сороки есть прозвище - белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела
Электрический скат — Электрические скаты используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны. Надёжное оружие существенно облегчает охоту. В