С болгарским
Гергёвым днём
по времени проведения совпадает турецкий праздник Идриллез. По
значению он тоже близок к нему и знаменует собой начало весенне-летних
сельскохозяйственных работ. Праздник этот включает несколько обрядов, имеющих весьма
древние корни. По турецкому народному хозяйственному календарю год делится на лето
(от Идриллеза до Касыма - 8 ноября) и на зиму (от Касыма до Идриллеза).
У турок, как и у многих других народов, существовало поверье, что
важные моменты в жизни человека предопределяются в начале каждого годичного периода.
Именно в это время силы природы создают благоприятные или неблагоприятные условия,
поэтому в такие моменты с помощью особых обрядов люди старались направить действие
природных сил в желаемом направлении.
Одним из главных обрядов в день Идриллеза было "напевание нишанов".
Турецкое слово "нишан" буквально означает "символ, знак". Все стараются в этот день
узнать свою судьбу, хорош ли будет урожай, здоров ли будет скот.
В обряде участвуют девушки и молодые женщины, которые бросают в медный
котел с ключевой водой свои нишаны - цветы, кольца, браслеты и другие предметы. Все
эти нишаны должны быть освящены в ночь под Идриллез. Для этого медный котел с
нишанами ставят на улице под розовый куст, ибо, по народному поверью, прикосновение
к листьям и цветам
розы,
растущей под открытым небом, всему придаёт благодатную силу. Владелицы нишанов таким
путём предохраняют себя от болезней, ибо нишаны после освящения наполнены здоровьем.
Ранним утром в день праздника специально выбранная девочка относит
девушкам и молодухам медный котел, накрытый красным платком и украшенный цветами.
Девочка эта обязательно должна быть ильки - первым ребёнком у своих родителей - и
с "доброй судьбой", то есть из хорошей и счастливой семьи. Кроме того, у неё должны
быть голубые, как небо, глаза. Иначе, по народным преданиям и поверьям, весь год не
будет дождя.
Накрывшись фередже (фартуком), девочка с "доброй судьбой" вынимает из
котла кольца и другие нишаны и подаёт их девушке или молодухе. В это время все поют
песни, по содержанию которых и угадывается судьба владелицы нишана - будет ли она
счастлива в предстоящем замужестве. Песни эти называются, мани, и по содержанию они
близки к обыкновенным загадкам, а вообще весь этот обряд напоминает знакомую всем
игру в "фанты".
Когда все нишаны вынуты, девочка с "доброй судьбой" и голубыми глазами,
девушки и молодухи обходят село и поля, чтобы предохранить всех от болезней и
обеспечить хороший урожай. А после полудня праздник перемещается на край села, где
собираются остальные женщины, а мужчины и парни наблюдают за происходящим издали.
Девушки и молодые женщины заранее готовятся к послеобеденному
торжеству. Одни из них наряжаются "мальчиками", другие - "бабушками". Спешно
достаются из сундуков старинные платья, пёстротканые шаровары с богатым орнаментом,
красивые фартуки. Девушки, наряженные "арапами", одеты в пастушьи "ямурлуки", лица
их закрыты масками, сделанными из
тыквы.
По обычаю каждая девушка до замужества в первый год рядится в "арапа",
на следующую весну эта же девушка должна стать "мальчиком". А на третий год, после
того как побудет "бабушкой", она уже имеет право выходить замуж.
Первыми на торжество приходят "мальчики", за ними - "бабушки", а часа
через два неожиданно и шумно появляются "арапы", возвещая прибытие майской богини
Бешик, которая ведёт за собой весну и плодородие. На роль Бешик выбирают самую
красивую девушку села.
Бешик буквально означает "колыбель". Колыбель эту символизируют два
прута, прикреплённые к талии богини и накрытые двумя белыми покрывалами с красной
каймой. Создаётся впечатление, будто девушка-Бешик действительно тонет до талии в
колыбели. Охраняемая "арапами" богиня величественно проходит мимо собравшихся
женщин, а те встают при её приближении.
В праздник Идриллез девушки водят хороводы с песнями. Один из них -
пийпиджик - танцуют такими мелкими шажками, что он неизменно вызывает у зрителей
весёлый смех. А вот обрученным девушкам танцевать не полагается, и вообще они в
этот торжественный и праздничный для других день должны быть одеты в самые
скромные платья.
А в другом месте праздника устраивается качание на качелях. Качели в
этот день тоже необычные. Во-первых, верёвки для них должны быть сплетены из свежего
липового лыка. А во-вторых, плетут их те мальчики, которые в ночь под Идриллез в
первый раз выгоняют коней на пастбище.
По тому, как качаются девушки на качелях, судят о будущем урожае: как
высоко взлетают качели - так же буйно будет колоситься жито на полях. Под конец
праздника, для забавы публики, две пожилые женщины, переодетые и загримированные в
цыгана и его жену, комически изображают работу кузнецов, кующих железо. Кузнечным
мехом у них служит наполовину разломанная корзина для соломы. После "непосильного"
труда "кузнец" и его "жена" садятся и едят сухой чёрный хлеб с солью.
Сорока — У сороки есть прозвище - белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела
Гепард — Это самое красивое и ловкое животное, самый быстрый бегун на земле, который, преследуя добычу, способен некоторое время бежать со скоростью 120 км/ч. Зовут его гепард. В
Папайя — Папайя, или дынное дерево - очень своеобразное растение. Деревом его можно назвать потому, что оно достигает высоты 6 метров. Но это не дерево, потому что у папайи нет твёрдой
Горбуша — В море горбуша имеет окраску тела серебристую, пятна имеются только на хвостовом плавнике. В брачный период при заходе в пресную воду сначала появляются пятна на спине, боках
Пихта — Мы знаем, что пихта - хвойное дерево и растёт оно в Сибирской тайге. Но чем отличается пихта от сосны и ели, многие затруднятся ответить. Самое главное отличие - это, пожалуй