Праздник посадки риса

Описание праздника посадки риса

Праздник победы над девятью несчастиямиПраздник посадки рисаПраздник реки

Праздник посадки риса — праздник, картинка чёрно-белая

В Японии, где человек "живёт рисом", выращивание этой культуры связано с верой в Самбаи - божество рисовых полей. При посадке риса крестьяне обязательно обращаются к Самбаи с мольбами о богатом урожае. Эта молитва сопровождается особой музыкой, которая (как и весь праздник) называется тауэ. Миф о рисовом боге существует у японцев в разных вариантах до сих пор. Считают, что на Новый год Самбаи является в образе одного бога, в марте - другого, в июле - третьего. Таким образом, получается, что бог Самбаи имеет несколько лиц.

А пятого мая бог Самбаи спускается с небес и сам участвует в посадке риса, благословляя труд и усердие японского крестьянина. Для божества устраивают специальное сиденье в центре рисового поля. Место бога называется цукисиро, а циновки для него плетутся ещё в период новогодних торжеств.

В день праздника в жертву Самбаи приносят двенадцать ростков риса, а семья готовит для себя особую трапезу - кашу из "лучшего риса". Эта каша варится на огне, топливом для которого служит новогоднее "дерево плодородия".

Несмотря на то, что действия совершаются самые разнообразные, всё это только подготовка. А главное действие - пересадка риса со специальных грядок-отстойников на залитые водой поля. До сих пор Праздник посадки риса остаётся одним из самых популярных в японских деревнях. Пересаживают рис только женщины, которых здесь называют саотомэ (дословно - девушки). Их число обычно колеблется от 15 до 20. И хотя основной труд выполняют женщины, их работой руководит мужчина - саге. Во время пересадки риса он дирижирует с помощью длинного жезла эзае.

Мужчина-саге заводит песню и исполняет только первую часть её, а ему вторит хор женщин. Пение сопровождается аккомпанементом нескольких музыкантов - барабанщиков, цимбалистов, флейтистов. Работа по пересадке риса начинается очень рано, часов в пять утра. Сначала призывают в помощь бога Самбаи, после чего берут приготовленную рассаду и отправляются на рисовое поле. К обеду самая красивая женщина приносит на поле праздничную еду, которую предлагает сначала, конечно же, богу, а затем всем присутствующим.

Праздник посадки риса - очень древний. Японские исторические хроники впервые упоминают о нём в IX веке нашей эры. В те далёкие времена на празднике часто присутствовал сам император и японские аристократы. В разных районах страны этот народный праздник называется по-разному и проводится иначе, чем у соседей. Так, например, в префектуре Тиба он называется Праздник священного поля, а в префектуре Сидзуока - Развлечение на поле. Иногда праздник продолжается не один день, а два - 5 и 6 мая.

Праздник начинается с молитвы синтоистских священников. Они располагаются на помосте, специально выстроенном неподалёку от священного "поля богов". Затем на празднично украшенных быках вспахивают это поле, а деревенские девушки в это время исполняют священные танцы. На следующий день эти же девушки в широкополых шляпах из камыша и ярких нарядных одеждах выходят на поле, чтобы начать высаживание рисовой рассады.

Они выстраиваются в одну линию, и к ним выходит пожилая женщина, которая руководит их работой и всеми их действиями. Во время пересадки риса девушки обязательно поют, причём многие песни сочиняются тут же на ходу. С разными вариациями эти обряды совершаются во всех сельскохозяйственных районах Японии. Где-то на поля выносят белые флаги, где-то в празднике принимают участие даже самые маленькие дети.

На острове Сикоку Праздник посадки риса длится целых три дня. После того как работа закончена, устраивается всеобщее гулянье и веселье. Женщины наполняют огромные деревянные бадьи грязью с рисовых полей и устраивают настоящую охоту на мужчин. Кто попадётся им под руку, будет испачкан грязью с головы до ног. Ни высокое общественное положение, ни важный занимаемый пост не спасут их в эти дни. Во время праздника подлинными его хозяйками становятся женщины, и никто не имеет права им сопротивляться.

Подобные празднества сохранились и в других странах, где рис является главной сельскохозяйственной культурой. В этих странах рис воспринимают как живое существо и относятся к нему соответственно. Особый трепет и почитание вызывает "душа" риса, растущего в центре поля. Она самая целебная. У жителей острова Калимантан в каждой семье есть пади пун - связка риса, срезанная с центра их поля. Ежегодно эта связка обновляется, и, таким образом, "душа" риса всегда охраняет эту семью.

Праздник победы над девятью несчастиямиПраздник посадки рисаПраздник реки

 Народная примета на 9 декабря 

Юрьев день. Юрий Холодный. Старинный срок перехода крестьян от одного барина к другому, запрещенный соборным уложением 1649 года. "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!", "На Руси два Юрья - один Юрий холодный (зимний), другой голодный (вешний)".


Новости

Популярное:

Сорока — У сороки есть прозвище - белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела

Гепард — Это самое красивое и ловкое животное, самый быстрый бегун на земле, который, преследуя добычу, способен некоторое время бежать со скоростью 120 км/ч. Зовут его гепард. В

Папайя — Папайя, или дынное дерево - очень своеобразное растение. Деревом его можно назвать потому, что оно достигает высоты 6 метров. Но это не дерево, потому что у папайи нет твёрдой

Горбуша — В море горбуша имеет окраску тела серебристую, пятна имеются только на хвостовом плавнике. В брачный период при заходе в пресную воду сначала появляются пятна на спине, боках

Пихта — Мы знаем, что пихта - хвойное дерево и растёт оно в Сибирской тайге. Но чем отличается пихта от сосны и ели, многие затруднятся ответить. Самое главное отличие - это, пожалуй

Виджет:
"Мир животных и растений"
Койот — зверь Альбатрос — птица Пеликан — птица
Рыба-зебра — рыба Араукария — растение Ольха — растение

Полезные ресурсы


LiveInternet